Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Развивающая предметно-пространственная среда в 1 младшей группе

Дата: 25 сентября 2018 в 17:36

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.

Для психофизического благополучия ребёнка на третьем году жизни как в семье, так и в учреждении дошкольного образования, решающими являются социальные условия жизни: в дошкольном учреждении – это наличие особой системы образовательной работы, личность педагога развивающая предметно-пространственная среда.

Взрослый ответственен за создание окружающей ребёнка предметной среды. Приоритетная модель среды в группах раннего возраста базируется на двух простых идеях. Первая: учреждение дошкольного образования – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития воспитанников необходимо специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Прежде всего, учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенная двигательная активность и растущая познавательная деятельность. В зависимости от размеров комнаты расставляется мебель и оформляются уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.

Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:

  • разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
  • доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
  • эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
  • зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).

Создавая интерьер группы, очень важно приблизить его к домашнему. При выборе цвета в помещениях для детей раннего возраста рекомендуется использовать гамму цветов от желтовато-зелёного через жёлтый до оранжевого. В группе, как и в квартире, желательно иметь разнообразную крупногабаритную детскую мебель: стол, стулья, диван, кресла, а также большой тёплых тонов мягкий ковёр. На кроватку в спальне можно положить любимую игрушку малыша, которую он будет крепко обнимать во время сна, а в группе – организовать с помощью родителей мини-музей «Игрушказабава». Собранные в нём игрушки с цветным и звуковым эффектом, механические (заводные) доставляют детям огромную радость.

Самостоятельная игра ребёнка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые подберут и расположат игрушки. Разнообразные игрушкиперсонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формировать представление об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности. 

 

Для удобства организации разнообразной деятельности детей пространство группы необходимо расположить по центрам. Можно выделить следующие игровые центры в группе раннего возраста:

Центры

Содержание

Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта.

1. Сенсорный стол: 

  • дидактические игры по различению цвета, формы, величины, пирамидки, матрешки, вкладыши, шнуровки, застежки, дидактические коврики, выполненные в восьми цветах с различными силуэтами животных;
  • дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспорт, мебель, посуда и т.д.), домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.
  1. Серии картинок (тематические альбомы: мебель, одежда и др.).
  2. Ростомер в виде игрушки (змейки, осьминога).
  3. Координационные коврики со следами рук и ног.
  4. Стол для игр с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки, утята, куклы- песочные наборы, совочки, ведерки).

      6.Соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. 

Примечание: игрушки могут быть подвешены на уровне глаз ребенка, помещены в тазик с водой, на стол.

Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности

  1. Крупный строительный материал, из которого малыши сооружают на полу постройки.

Примечание: Его можно раскрасить по типу «разрезных кубиков», чтобы можно было сложить стену, одна сторона которой выглядела бы как фасад дома, а другая – как внутреннее его убранство. Руководство играми детей с этим материалом важно и необходимо. Воспитатель в присутствии детей создает разные сооружения, объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить, организует работу так, чтобы дети помогали ему. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предмета. По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф.

  1. Средний строительный материал (деревянный, пластмассовый).

Уголок двигательных игрушек.

Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов.

  1. Коляски.
  2. Легковые и грузовые машины, заводные машины, машины на верёвочках.
  3. Тележки, каталки. 
  4. Автобусы, теплоход, лодка и т. д.

Игровой центр

Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами

окружающего мира

  1. Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Автобус», «Поликлиника».

Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце.

Сюжетно-ролевая игра  «Автобус»: руль, передняя часть автобуса. 

Сюжетно-ролевая игра  «Больница»: халат, шапочка, игрушечный градусник, 

  1. Предметно-тематические образные игрушки: куклы, животные, различные по материалу, из которого они изготовлены (пластмассовые, резиновые), размеру (большие, средние, малые), отражающие различный возраст человека или животного (куклымладенцы, взрослые и т.д.), половую принадлежность человека (мальчики и девочки); профессии; 
  2. Игрушки-забавы.

Центр развития движений Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия

  1. Мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флажки. 
  2. Мешочки с песком. 
  3. Ленточки. 
  4. Кубики, шишки.

5.Шапочки, медальки для подвижных игр.

  1. Горка.
  2. Различные игрушки-качалки.
  3. Каталки (на веревочке).
  4. Резиновые и надувные мячи. 
  5. Крупногабаритные машины с сиденьем для ребенка.

Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках:  движении, питании, росте.

  1. Цветущее растение с крупными листьями.
  2. Предметы по уходу за растениями: лейки, тряпочки, тазы.

3.Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды.

4. Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин.

Примечание: материал хранится в ящиках, емкостях.

Центр творчества

Стимулирование детской активности по овладению

миром прекрасного

  1. Доска, рулон обоев или других материалов для рисования, который легко крепится к рейке и снимается.
  2. Материалы для свободного рисования, лепки (карандаши, фломастеры, бумага, пластилин, доски).
  3. Фланелеграф, силуэты предметов для аппликации. 
  4. Театральный уголок:
  • различные виды пальчиковых кукол;
  • шапочки к сказочным персонажам;
  • театр картинок (фланелеграф, «Живая картинка»);
  • настольный театр игрушек, ширма;
  1. Музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, ксилофоны, металлофоны, треугольник.
  2. Музыкальные игрушки: 
  • копии музыкальных инструментов с фиксированной мелодией (домра, балалайка

и др.), 

  • образная игрушка, нажатием на которую извлекаются звуки нефиксированной высоты (котята в корзине, птичка на подставке и др.);
  • образная игрушка, «играющая» на музыкальном инструменте;  - неваляшки;
  • музыкальная юла;

- образная игрушка со звучащей кнопкой.

  1. Музыкально-дидактические игры.
  2. Игрушки-забавы.

Уголок ряженья.

Формирование     адекватного представления     о        себе, осознанного         и положительного отношения к самообслуживанию.

  1. Зеркало.
  2. Передники.

3.Юбочки, косынки, шляпки, веночки,  6.Сумочки, пелеринки, 

  1. Сундук.
  2. Куклы с комплектом одежды.
  3. Шляпы.

Уголок уединения.

Обеспечение индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка группы

Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.