Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Малыши, переступившие порог учреждения дошкольного образования, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребёнка, но и его развитие.
Для психофизического благополучия ребёнка на третьем году жизни как в семье, так и в учреждении дошкольного образования, решающими являются социальные условия жизни: в дошкольном учреждении – это наличие особой системы образовательной работы, личность педагога развивающая предметно-пространственная среда.
Взрослый ответственен за создание окружающей ребёнка предметной среды. Приоритетная модель среды в группах раннего возраста базируется на двух простых идеях. Первая: учреждение дошкольного образования – это второй дом для малышей, в котором им должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития воспитанников необходимо специально-организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной доступной этому возрасту деятельности. Прежде всего, учитываются возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, в том числе повышенная двигательная активность и растущая познавательная деятельность. В зависимости от размеров комнаты расставляется мебель и оформляются уголки таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов игр, труда и занятий детей: от подвижных до требующих сосредоточенности и тишины.
Основными характеристиками предметной среды для групп раннего возраста являются:
- разнообразие – наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, конструктивной, изобразительной и музыкальной деятельности, развития мелкой моторики, формирования представлений о самом себе, организации двигательной активности и др.;
- доступность – расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребёнка (исключаются высокая мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность – обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищённости и эмоционального благополучия (среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительной эмоции);
- зонирование – построение не пересекающихся друг с другом игровых и учебных зон (это связано с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста – играют не вместе, а рядом).
Создавая интерьер группы, очень важно приблизить его к домашнему. При выборе цвета в помещениях для детей раннего возраста рекомендуется использовать гамму цветов от желтовато-зелёного через жёлтый до оранжевого. В группе, как и в квартире, желательно иметь разнообразную крупногабаритную детскую мебель: стол, стулья, диван, кресла, а также большой тёплых тонов мягкий ковёр. На кроватку в спальне можно положить любимую игрушку малыша, которую он будет крепко обнимать во время сна, а в группе – организовать с помощью родителей мини-музей «Игрушказабава». Собранные в нём игрушки с цветным и звуковым эффектом, механические (заводные) доставляют детям огромную радость.
Самостоятельная игра ребёнка полутора-двух лет во многом зависит от того, как взрослые подберут и расположат игрушки. Разнообразные игрушкиперсонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором посуды, гладильная доска с утюгом и многое другое – всё должно быть привлекательным, доставлять радость и удовольствие детям, формировать представление об окружающем мире, побуждать к активной игровой деятельности.
Для удобства организации разнообразной деятельности детей пространство группы необходимо расположить по центрам. Можно выделить следующие игровые центры в группе раннего возраста:
Центры |
Содержание |
Центр познавательного развития Формирование первоначальных представлений ребенка об окружающем мире, интереса к нему, накопление чувственного опыта. |
1. Сенсорный стол:
6.Соломенные и бумажные птички, бабочки, снежинки, листочки, кораблики, изготовленные из лёгкого материала. Примечание: игрушки могут быть подвешены на уровне глаз ребенка, помещены в тазик с водой, на стол. |
Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности |
Примечание: Его можно раскрасить по типу «разрезных кубиков», чтобы можно было сложить стену, одна сторона которой выглядела бы как фасад дома, а другая – как внутреннее его убранство. Руководство играми детей с этим материалом важно и необходимо. Воспитатель в присутствии детей создает разные сооружения, объединяет их в сюжетную постройку. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что собирается строить, организует работу так, чтобы дети помогали ему. Руководя играми малышей, воспитатель уточняет их представления о форме и величине предмета. По окончании игры детей приучают убирать строительный материал в шкаф.
|
Уголок двигательных игрушек. Развитие двигательных навыков, формирование представлений о свойствах и качествах предметов. |
|
Игровой центр Создание условий для проявления в игре способов действий с предметами окружающего мира |
Сюжетно-ролевая игра «Дом»: спальня, зал, кухня: мебель, посуда, фартук, косынки, сумки, коляски, куклы, постель, ванночка, мыло, мочалка, полотенце. Сюжетно-ролевая игра «Автобус»: руль, передняя часть автобуса. Сюжетно-ролевая игра «Больница»: халат, шапочка, игрушечный градусник,
|
Центр развития движений Формирование умения использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия |
5.Шапочки, медальки для подвижных игр.
|
Экологический центр Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. |
3.Картинки с сезонными изменениями природы, отражающие части суток (день, ночь), состояние погоды. 4. Природный материал для исследования: песок, вода, глина, разные виды бумаги, краски, пластилин. Примечание: материал хранится в ящиках, емкостях. |
Центр творчества Стимулирование детской активности по овладению миром прекрасного |
и др.),
|
- образная игрушка со звучащей кнопкой.
|
|
Уголок ряженья. Формирование адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. |
3.Юбочки, косынки, шляпки, веночки, 6.Сумочки, пелеринки,
|
Уголок уединения. Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы |
Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр. |