Старшая группа (5 – 7 лет)
Атрибутика игр для детей старшего дошкольного возраста более детализирована.
Задачи воспитателя:
— развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры;
— развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, во время просмотра телевизионных передач;
— формировать умения согласовывать тему для начала игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
— формировать умения коллективно возводить постройки, необходимые для игры, совместно планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; — развивать умение использовать предметы-заместители.
В соответствии с перечисленными задачами в группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых центров, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты.
Все атрибуты различных сюжетных игр помещаются в яркие пластиковые, лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, зелёный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т.д.). (Приложение 4) Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры «Библиотека» — в больнице устроили читальный зал для больных.
Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала, чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах есть мягкие игровые модули.
В группах старшего дошкольного возраста необходимы также различные макеты для развития режиссерских игр детей.
Содержание игр значительно обогащается за счет накопления личного опыта детей, обогащения их представлений об окружающей действительности. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как
«Туристическая фирма» или «Рекламное агентство», «Телевидение» и др.
27
Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:
Центры, их функциональное назначение |
Оснащение центров |
Игровой центр Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения. |
Примечание: необходимо в игровом центре иметь сюжетно ролевые игры, современной тематике, например «Банк», «Гипермаркет», «Дом моды», «Фотостудия», «Автосервис» и др. |
Центр интеллектуального развития |
|
Центр «Грамотности» Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову. |
1. Книжный уголок (Приложение 3):
|
2. Речевое развитие:
|
|
Театрально-музыкальный центр Приобщение к театральному искусству. Развитие интереса к музыке. |
|
Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам |
1. Лаборатория:
|
ее изучения практическим путем. |
вспомогательное оборудование: мерные стаканчики, предметы из разных материалов (для определения плавучести), предметы-орудия (черпачки, сачки, воронки воронки, лейки; специальные измерительные приборы: увеличительное стекло, весы; -карточки-схемы проведения опытов.
|
Центр строительноконструктивных игр Содействовать развитию разных видов конструирования. |
Примечание: итоговые постройки воспитанников сохраняются на протяжении дня. |
Центр предматематического развития Активизация познавательной деятельности, развитие познавательных процессов. |
1. Формирование элементарных математических представлений:
-планы и схемы («числовые фигуры», «схемы пути» (по местности, по комнате)); |
|
|
Экологический центр. Систематизация знаний о природе. |
|
Центр творчества. Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности. |
1. Материалы для свободного рисования, лепки: пластилин, доски, стеки, карандаши, краски, мелки, бумага, доска для рисования; 2. Кисточки с разным ворсом и разной величины.
|
Уголок краеведения (этнографии). Развитие интереса к социальной действительности. |
7.Портреты знаменитых людей Беларуси и пр. Примечание: содержание уголка динамично и зависит от темы недели. |
Центр развития движений. Развитие интереса к физической культуре, обогащение двигательного опыта. |
|
Уголок безопасности. Формирование умения применять доступные правила безопасности в жизни. |
1.Макет-план микрорайона, города (с действующим светофором); 2.Наборы машинок. 3.Дорожные знаки. 4. Настольно-печатные игры. 5.Тематические альбомы с различными видами транспорта. 6. Игровые наборы для игр» Пожарные» |
Уголок уединения Обеспечение индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка группы |
|
Уголок дежурных Развитие умений выполнять обязанности дежурного . |
экологическом центре. |
Уголок труда Формирование представлений о значимости хозяйственнобытового труда |
|