ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ
Вводная часть |
Основная часть |
Заключительная часть |
1. Сюрпризный момент. 2. Постановка учебно-игровой задачи. |
1. Обследование предмета перед лепкой. 2. Объяснение, показ приемов лепки. 3. Самостоятельная работа. |
1. Анализ детских работ. 2. Подведение итогов занятия. |
ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ
1.Игровой прием (раздается стук в двери, появление куклы, которая просит вылепить угощение, т.к. у нее скоро праздник и т.п.).
2. Прием «догадки» (на столе воспитателя что-то (например, соленое тесто) накрыто платочком, воспитатель предлагает детям отгадать, что там может быть).
3. Музыкальный прием (проиграть на музыкальном инструменте мелодию и предложить детям подумать о ком эта мелодия, дать прослушать фрагмент музыкального произведения).
4. Прием «загадки» (Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает).
ВАРИАНТ ФОРМУЛИРОВКИ УЧЕБНО-ИГРОВОЙ ЗАДАЧИ
1. Научимся лепить баранки. Поможем кукле Маше приготовить угощение к празднику.
2. Будем лепить хлебо-булочные изделия для игры в магазин.
3. Научимся лепить петушка. Это будет подарок к новому году для мамы и папы.
4. Научимся лепить медвежонка. Слепим медвежат для малышей.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА ПЕРЕД ЛЕПКОЙ
1 этап. Организация восприятия предмета в целом.
Последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая его обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
2 этап. Обследование предмета в сочетании с его анализом.
Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом основных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорции); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
3 этап. Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к остальным частям.
4 этап. Повторное целостное восприятие предмета.
Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено и на анализ (ощупывание) структурной поверхности предмета. Для распознавание структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета.
Примечание
- обучение обследованию начинается с 2 лет (в процессе игр, игр-занятий, упражнений)
- в средней группе знакомятся с фактурой предмета. Дидактическая игра «Отбери предмет по группе»: 1) все мягкие предметы и все твердые, 2) теплые и холодные, 3) тяжелые и легкие. Передача фактуры с помощью стек, жесткой кисти, трубочек с разными отверстиями.
- Чтобы избежать копирования, предмет после обследования рекомендуется убрать.
- Если предмет обследовался накануне, т.е. предмет хорошо знаком, активного восприятия предмета можно не проводить. Воспитатель просто напоминает детям, что этот предмет они знают и нужно только посмотреть с чего следует начинать лепку.
ОБЪЯСНЕНИЕ, ПОКАЗ ПРИЕМОВ ЛЕПКИ
Этот этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет.
- Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием или когда дается для выполнения сложный объект. Здесь выделить последовательность работы.
- Полный показ приемов применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов.
- Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети выполняют какой-то прием неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы.
- Частичный показ способов лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснять, как и что делает.
- При объяснении нового технического приема детям его показывают в медленном темпе, рассказывают, как расположены руки. Пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз, при выполнении того или иного технического приема, воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев, используя при этом слова: «чуть-чуть», «слегка», «немного», «посильнее», «покрепче», «очень сильно».
- Если действие сложное, необходимо расчленить на ряд более простых действий, и каждое назвать определенным термином.
- Объясняя новый прием воспитатель предлагает детям совершить это движение вместе с ним, повторяя его действия.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
- Необходимо дать возможность детям начать работу самостоятельно.
- В случае затруднения можно помочь детям.
- Детям, быстро справившимся с заданием, необходимо дать дополнительный материал и подсказать варианты дополнения изображения.
- В случае затруднения большинства детей, следует организовать повторное объяснение.
- За 5 минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом (воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени).
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ РАБОТ
Предметная лепка: анализируется насколько правильно дети вылепили предмет, были ли при этом самостоятельны, что нового внесли в изображение.
Сюжетная лепка: анализируется как передан сюжет, выразителен ли он.
Декоративная лепка: анализируется аккуратность нанесение декоративного узора, ритмичность отдельных элементов узора.
Лепка по замыслу: доведен ли замысел до завершения, насколько он интересен.
Примечание.
- В первой младшей группе анализ организуется воспитателем, дается общая положительная оценка.
- Во второй младшей группе анализ детских работ также проводится воспитателем, направлен на общий результат, акцентируется внимание на эстетичности выполненных работ. Допускается в отдельных случаях указывать на недостатки. Например, дети лепили предмет, состоящий из нескольких частей, и должны были соединить части путем их примазывания. Кому-то из детей это не удалось, и работа распалась на части. Воспитатель может обратиться к ребенку или ко всем детям и сказать, что части нужно соединить, плотно прижимая одну к другой и примазать. Можно тут же предложить ребенку исправить свою ошибку, а если ребенок затрудняется, то помочь ему.
- В средней группе во время анализа работ воспитатель проводит небольшие беседы по поводу того, что получилось. Обращается внимание на то, как получилась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части. При этом всегда следует акцентировать внимание детей, задавая им соответствующие вопросы, побуждающие размышлять над тем, что у них получилось.
- Со средней группы 2-4 детям предлагается выбрать работы, которые им нравятся, и рассказать почему.
- Важно, чтобы ребенок объяснил, нравится или нет;
- Необходимо обращать внимание на эстетическую выразительность работ.
- В конце занятия можно предложить поиграть с выполненными работами.