Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Развивающая предметно-пространственная среда во 2 младшей группе

Дата: 25 сентября 2018 в 17:40

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

Младший возраст — важнейший период в развитии ребенка. Именно в этот период происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Главные задачи этого этапа: обеспечение эмоционально-положительного самочувствия маленьких детей, поощрение и поддержка проявлений детской самостоятельности, накопление чувственного опыта предметно-познавательной в совместной со взрослым деятельности.

Предметы ближайшего окружения являются для маленького ребенка источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка. Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес и активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравнивать все, увиденное позже. Именно поэтому необходимо педагогу обращать внимание на то, чтобы игрушки, предметы, изображения должны соответствовать реальным объектам мира, быть приближенными к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям реальным животным; не рекомендуется включать в обстановку объекты шаржеобразного, карикатурного характера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета.

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному действию – внешний фактор. С учетом этого пространственная обстановка группы организуется для одновременной деятельности 2 – 3-х детей и взрослого. Целесообразно разделить площадь игрового помещения на две части: меньшую – для занятий и еды, большую – для игр и двигательной активности. Но большое пространство для маленьких детей обязательно должно быть «разбито» на небольшие, связанные между собой крупными предметами (модули, ящики с игрушками, большие машинки, кубы и пр.) части. Размещать необходимо материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими и самое главное, их не должно быть очень много. Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках становится постоянной проблемой. Материал следует менять, тем самым, давая возможность детей заинтересоваться новым или «забытым старым». Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные и настольные), легкий модульный материал (поролон различного размера и формы, обтянутые клеенкой) – материал бесконечно привлекательный для ребенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Этот материал привлекателен и для мальчиков и для девочек, и наличие в группе данного материала обязательно.

Игрушки для малышей должны быть, прежде всего, функциональными и носить обобщенный характер. Например, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка пока незначимо. В группе для четырехлетних детей уже можно использовать игрушки, отражающие реальную жизнь (например, машина скорой помощи, грузовая, легковая машины, кукла-доктор и т.п.). Ряд игровых атрибутов нужно заменить предметами-заместителями для развития воображения ребенка, расширения творческих возможностей игры. Для этого целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров.

Самой выразительной особенностью детей начала четвертого года жизни является их стремление к самостоятельности. Оно проявляется в, так называемом, "кризисе трех лет", когда ребенок неожиданно для взрослого заявляет свои права на самостоятельность. Стремление к ней становится внутренним двигателем, направляющим интерес ребенка к практическим средствам и способам различных действий и побуждающим овладеть ими. Однако желание быть самостоятельным и возможность реализовать ее не всегда совпадают. Задача взрослого – помочь ребенку овладеть практическими средствами и способами достижения целей.

Маленький ребенок познает не только окружающий предметный и природный мир, но и мир людей, в том числе себя. Для того, чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, воспитатель помогает ему научиться сопереживать самым близким людям — родителям, сверстникам, понимать их настроение. В группе с этой целью надо на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображением людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеющиеся, плачущие), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви. Можно вывешивать фотографии членов семьи ребенка и его самого. Воспитатель обращает внимание ребенка на разные эмоциональные проявления человека, учит находить общее и отличное во внешнем виде людей.

Очень полезно в группе иметь много зеркал в разных местах, поскольку малыш сможет видеть себя среди других детей, наблюдать свои движения, мимику, внешний вид. Кстати, психологами отмечено, что когда малыш видит себя в зеркале, он забывает про слезы. А уголок «ряженья» позволит ему изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно. Именно поэтому дети 3 – 4 лет так любят играть в «уголке ряженья». В нем как можно шире должны быть представлены атрибуты, помогающие обозначить внешний знак роли - фуражки, сумки, плащи, короны, шлемы и т.д. все это помогает детям в их возможностях быть такими же «большими и важными».

У детей младшего дошкольного возраста активно развиваются движения, они стремятся быстро ходить, бегать, лазать. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространственной организации среды оборудование целесообразно располагать по периметру группы, выделив игровую часть и место для хозяйственно-бытовых нужд, предусмотреть достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения для ребенка. Не рекомендуется включать в обстановку много оборудования, примерно две трети пространства должны быть свободными.

 

Материал и оборудование целесообразно расположить по следующим центрам:

Центры, их функциональное назначение

Оснащение центров

Центр           сюжетно-ролевой

игры  

Социально-личностное развитие ребенка, расширение представлений об окружающем мире, обогащение игровых действий, ролевого взаимодействия, ролевого общения.

  1. Сюжетные игрушки, изображающие животных и их детенышей, куклы разных размеров.
  2. Уголок двигательных игрушек ( машины, самолеты, лодки и т.д.).
  3. Игрушки, изображающие предметы быта (посуда, бытовая техника, постельные принадлежности).
  4. Стационарная кукольная мебель (кухня, комната, спальня), мебель для игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
  1. Атрибуты для  сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», строительные игры «Пароход», «Самолет», «Гараж» и пр.
  2. Наборы образных игрушек небольшого размера для режиссерских игр (человечки, солдатики, герои мультфильмов).

Центр по развитию речи  Развитие речевой активности, приобщение к литературному слову.

1. Книжный уголок (Приложение 3):

  • художественная литература соответственно возрасту и тематике;
  • книжки-малышки;
  • детские журналы;

-серии сюжетных картинок;

  • тематические альбомы;
  • детские рисунки; 2. Речевое развитие:
  • дидактические игры по развитию речи «Расскажи сказку», «Подбери слово»,

«Большой и маленький» и др.;

  • наборы предметных картинок на классификацию лексических тем: «овощи»,

«фрукты», «Игрушки», «Мебель», «Посуда» и др.;

  • разрезные предметные картинки: «Овощи», «Фрукты», «Животные», разрезанные

на две, четыре части;

- кубики с предметными картинками (набор из 4 – 6 кубиков: «овощи», «фрукты», «игрушки», «животные»).

Центр строительноконструктивных игр  Содействовать развитию разных видов конструирования.

1. Крупный напольный конструктор (деревянный, пластмассовый) 2.Разные виды  среднего по размеру конструктора

  1. Настольный мелкий деревянный конструктор.
  2. Мелкие игрушки и транспорт для обыгрывания построек
  3. Тематические конструкторы.
  4. Модели готовых построек 

Центр познавательной практической деятельности Стимулировать активное отношение к окружающей действительности и способам ее изучения практическим путем.

1.Лаборатория:

  • емкости для игр с водой, песком
  • песок, формочки;
  • вспомогательное оборудование: воронки, лейки;
  • природный материал: шишки, камешки, вода, каштаны

-элементарные измерительные приборы: 2 линейки разного размера, кружки различного цвета большие и маленькие;

-разнообразные волчки, игрушки- забавы.

  1. Дидактические    игры на      природоведческую        тематику,    иллюстрации           с изображением зверей, птиц, рыб, овощей, фруктов, сезонных явлений.
  2. Игры для интеллектуального развития: настольно-печатные, игры-головоломки, мозаики, наборы «Лего» и пр. 

Экологический центр  Формирование элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений

  1. Комнатные растения: бальзамин, колеус, аукуба, китайский розан. 

(Приложение 5)

  1. Календарь природы.
  2. Аквариум с рыбами.
  3. Лейки, деревянные лопатки, пластмассовые ведерки.

признаках:  движении, питании, росте.

  1. Зимний огород: посадки луковиц.
  2. Рисунки, в которых отражаются наблюдения детей за ходом распускания веток (прорастания луковиц).
  3. Осенние листья, срезанные ветки деревьев (конец февраля): тополь, береза, сирень;
  1. Альбомы «Времена года».
  2. Шишки, желуди.
  3. Наглядные пособия (альбомы, наборы картин, муляжи).

10.Дидактические игры.

Центр творчества Овладение различными средствами и способами изобразительной деятельности

1.Изобразительные материалы: карандаши, восковые мелки, гуашь, акварель, пластилин.

  1. Кисточки, палитры, баночки, доски для лепки, тряпочки, клеенки и пр.;
  2. Крупные трафареты различных животных и овощей.
  3. Цветная бумага, раскраски.

6.Материалы для нетрадиционных техник рисования.

  1. Природный и бросовый материал для изготовления поделок совместно с воспитателем: катушки, каштаны, жёлуди и пр.
  2. Поделки из природного и бросового материала.

Театрально-музыкальный центр 

Приобщение к театральному искусству.

Развитие интереса к музыке.

  1. Музыкальные игрушки (озвученные – музыкальная книжка, молоточек, волчок, погремушка, шкатулка); игрушка комбинированная с кнопками; не озвученные игрушкисамоделки;
  2. Музыкальные инструменты: металлофон, бубны,  барабан, колокольчики, дудочка, маракасы.
  1. Театр игрушки, настольный театр, плоскостной, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на палочках», «на перчатке», театр Петрушек, театр теней.
  2. Ширмы, фланелеграф,
  3. Элементы костюмов; полумаски

Центр развития движений Создание условий для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желания детей заниматься двигательной деятельностью; воспитание осознанного отношения к своему здоровью

1.Физкультурное оборудование: скакалки, шнуры, разноцветные флажки, мячи большие и теннисные мячи, набивные мешочки с песком для метания, ленточки, кубики, кегли, обручи, гимнастические палки, кольцеброс;

2.Дорожка здоровья для профилактики плоскостопия.

3. Шапочки, медальки для подвижных игр.

Уголок безопасности Формирование представлений о элементарных правилах безопасности.

  1. Дидактический материал.
  2. Дидактические игры.
  3. Дорожные знаки.
  4. Макет дороги.
  5. Материал по ОБЖ и ПДД;
  6. Атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
  7. Настольно-печатные игры.

Уголок уединения

Обеспечение индивидуальной комфортности и

эмоционального благополучия каждого ребенка группы

1. Легкая воздушная беседка из прозрачной ткани

2.Подушки

3.Мягкие игрушки

Центр краеведения

(этнографии) Формирование первоначальных представлений о национальных культурных

  1. Генеалогическое дерево (бабушка, дедушка, мама, папа, ребенок).
  2. Альбомы о городе.
  3. Иллюстрированные альбомы с произведениями белорусского фольклора ( стихи, сказки).
  4. Иллюстрированные книги о белорусских городах.
  5. Кукла в белорусском  костюме.

традициях

Примечание: содержание уголка динамично  и зависит от темы недели.

Уголок дежурных Овладение простейшими процессами хозяйственнобытового труда.

  1. Фартуки.
  2. Щетки- сметки.
  3. Совки.
  4. Карточки  учета дежурств воспитанников по столовой, к занятиям.

Уголок труда 

Формирование представлений о необходимости поддерживать порядок в группе

  1. Фартуки из материала и клеенки (для мытья игрушек вместе с воспитателем).
  2. Уборочный инвентарь: таз, тряпки, щетки.
  3. Альбомы с иллюстрациями и фото сельскохозяйственного и бытового труда взрослых
  4. Игрушки-орудия: лопатки, совочки, молоточки, плоскогубцы.

.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.